Опыты научные, политические и философские (Том 1) :: Спенсер Герберт
Страница:
13 из 700
Идеалистическое объяснение параллелизма, существующего между свойствами познающего и познаваемого, крайне натянуто, искусственно и сложно (доказательство от простоты). 2) Первобытное сознание (дикаря, ребенка) инстинктивно следует наиболее естественной точке зрения - реалистической (доказательство от первенства). 3) Язык предполагает веру в бытие - в себе обыденная речь отказывается передать в удобопонятной форме утверждения скептиков и идеалистов. Закономерность опыта, с идеалистической точки зрения, необъяснима. Пуля, пущенная в цель на расстоянии 100 шагов, может не попасть в нее, но пущенная на расстоянии 1000 шагов, она может достигнуть цели с гораздо большей вероятностью. В течение часовой прогулки в апреле вы рискуете быть застигнуты дождем, но если вы гуляете целый день, то шанс быть вымоченным для вас становится гораздо меньшим. Вот, по мнению Спенсера, примеры "явно безумных" рассуждений, которые могут служить "поразительной иллюстрацией" неправдоподобности идеалистических гипотез метафизиков вроде Беркли, Юма или Канта. Спенсер считает вполне заслуженным то пренебрежение и презрение, которое питают к идеализму непосвященные в философию люди. По его мнению, это презрение обусловлено тем, что философский идеализм есть извращение естественной точки зрения на мир, которую одинаково разделяют и наивный реалист, не умудренный в тонкостях умозрения, и преобразованный реалист, во всеоружии философских знаний.
|< Пред. 11 12 13 14 15 След. >|