Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам :: Брюсов Валерий
Страница:
13 из 67
Такая замена употребляется поэтами «на каждом шагу», и мало бывает стихов, где замены нет, например, в стихе:
Цыгане шумною толпой
(Пушкин),
третья стопа четырехстопного ямба заменена пиррихием;
в стихе:
Смерть дщерью тьмы не назову я
(Баратынский),
первая стопа заменена спондеем; в стихе:
Ты — тридцати веков кумир
(Пушкин),
первая стопа заменена хореем; в стихе:
Там ниже мох тощий, кустарник сухой
(Пушкин),
вторая стопа четырехстопного амфибрахия заменена антибакхием.
Понятно, насколько разнообразится ритм стиха от таких замен. В стихе может быть то одна, то несколько ипостас; заменяющие стопы могут быть разного характера, например, в ямбе то является пиррихий (наиболее обычно), то спондей, то хорей; заменяющих стоп может оказаться, и это случай вовсе не редкий, больше, нежели стоп основного метра, и т. д. Таким образом, благодаря только одним ипостасам, каждый размер получает множество видоизменений, или ритмов. Например, четырехстопному ямбу одни только ипостасы (без других второстепенных элементов стиха) дают около 40 ритмов.
Но и это число еще весьма невелико; учение о ритме еще гораздо сложнее. Ритм стиха зависит не только от ипостас, но и от цесур. Цесура есть разрез стиха по окончании слова или группы слов, произносимых с одним ударением. Различают цесуры большие в определенном месте размера, например, обычная цесура после 3-й стопы в шестистопном ямбе, обязательные цесуры в гексаметре и т. п., и цесуры малые, делящие каждый стих по числу находящихся в нем слов или групп слов с одним ударением.
То или другое положение цесур значительно меняет ритм стиха. Как различны, например, по ритму стихи:
Не спи, казак! во тьме ночной
(Пушкин),
В небесах торжественно и чудно
(Лермонтов).
Мой дядя, самых честных правил
(Пушкин),
стихи, в которых ипостас нет и которые различаются именно цесурами (палыми).
|< Пред. 11 12 13 14 15 След. >|