Страница:
4 из 463
Императора до
такой степени восхитил их благородный и смелый поступок, чтоон заплакал от
умиления; в нем погасло пламя непримиримой и смертельной вражды к
побежденному герцогу, и с этой поры он стал человечнее относиться и к нему и
к его подданным [4] .
На меня одинаково легко могли бы воздействовать и первый и второй
способы. Мне свойственна чрезвычайная склонность к милосердию и
снисходительности. И эта склонность во мне настолько сильна, что меня, как
кажется, скорее могло бы обезоружить сострадание, чем уважение. А между тем,
для стоиков жалость есть чувство, достойное осуждения; они хотят, чтобы,
помогая несчастным, мы в то же время не размягчались и не испытывали
сострадания к ним.
Итак, приведенные мною примеры кажутся мне весьма убедительными; ведь
они показывают нам души, которые, испытав на себе воздействие обоих
названных средств, остались неколебимыми перед первым из них и не устояли
перед вторым. В общем, можно вывести заключение, что открывать свое сердце
состраданию свойственно людям снисходительным, благодушным и мягким, откуда
проистекает, что к этому склоняются скорее натуры более слабые, каковы
женщины, дети и простолюдины. Напротив, оставаться равнодушным к слезам и
мольбам и уступать единственно из благоговения перед святынею доблести есть
проявление души сильной и непреклонной, обожающей мужественную твердость, а
также упорной.
|< Пред. 2 3 4 5 6 След. >|