Страница:
21 из 1123
, где сохранилась фраза Нестера/Нестора, сообщающая, что «азъ же грешный, иже и летописание се въ товремя писахъ» б, выпавшая из остальных списков.
Еще показательнее случай с новеллой о походе 6551/1043 г. на Царырад, где в результате сокращений в войске оказалось два воеводы - Вышата и Иван Творимирич («княжь корабль разби ветръ, и взяша князя в корабли Ивань Творимирича, воеводы Ярославля» [Ип., 142]), тогда как в переработанном и расширенном тексте той же новеллы в Воскресенской летописи «Иван Творимирич» отнюдь не претендует на роль «воеводы Ярослава», поскольку здесь мы обнаруживаем первоначальное чтение, согласно которому «княжь корабль Володимеровъ ветръ разби, и одва Иванъ Творимиричь князя Володимера всади во свои корабль, и
____________________
5 ПСРЛ, т. 41. Летописец Переславля Суздальского. М., 1995, с. 15.
6 ПСРЛ, т. 7. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856, с. 5.
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИНЦИПЫ____________________
17
воеводу Ярославля»7. Вместе с тем упоминание в тексте Воскресенской летописи «варягов» в походе на Царырад, появившихся здесь не ранее середины XII в., если не еще позже, приводит историков, пользующихся поздними и, на их взгляд, более полными рассказами о ранних событиях, к совершенно неоправданным заключениям и откровенно тенденциозным фантазиям, как это произошло, например, с БА.Рыбаковым8.
|< Пред. 19 20 21 22 23 След. >|