От Руси до России - очерки этнической истории :: Гумилев Лев
Страница:
7 из 86
Может быть, смена империй и царств, вер и традиций не имеет никакой внутренней закономерности, а представляет собой не поддающийся объяснению хаос? Издавна люди пытливые (а такие есть всегда) стремились найти ответ на этот вопрос, понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались, естественно, разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций или военной историей, то есть описанием походов и сражений;
историей техники или культуры; историей литературы или религии. Все это -- разные дисциплины, относящиеся к истории. И потому одни - историки юридической школы - изучали человеческие законы и принципы государственного устройства; другие - историки-марксисты - рассматривали историю сквозь призму развития производительных сил; третьи опирались на индивидуальную психологию и т.д.
А можно ли представить человеческую историю как историю народов? Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство - это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территории своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.
Второй параметр - время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только "свое место", но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными.
Но в истории есть еще один, не менее важный параметр.
|< Пред. 5 6 7 8 9 След. >|