От Залмоксиса до Чингиз-хана :: Элиаде Мирча
Страница:
46 из 72
Однако за этим ритуально-мифологическим сценарием кроется более древнее и распространенное в мире представление о возможностивосстановить изначальную (т. с. мифологическую) ситуацию, сложившуюся в эпоху, когда люди умели входить в прямой контакт с богами. Согласно мифам, такое положение вещей было нарушено, боги удалились на небо и прервали прямые контакты с землей и людьми. Это могло произойти по различным причинам: опрокинулась космическая гора, Древо (или лиана), связывавшее Землю и Небо, сломалось и т. п.
Именно к этому типу ритуалов следует отнести жертвоприношение гетского посланника. Речь идет не о рабе или военнопленном, как это случалось в Азии и в Океании, а о свободном человеке, который, если наша трактовка верна, был "посвященным" в Мистерии, основанные Залмоксисом. Классической древности известны и другие примеры, иллюстрирующие обычай посылать к богам посланников или послания. Еще более впечатляющая параллель устанавливается с экстатическим путешествием алтайского шамана на седьмое или девятое небо, которое он совершает, чтобы передать Бай-Улгану прошение племени и получить благословение бога и заверение, что он и впредь будет следить за благополучием своей паствы. Путешествие на небо происходит в "экстазе", то есть в сознании, а не наяву - на встречу с богом отправлялись лишь душа шамана. Согласно же определенным мифологическим традициям, в былые незапамятные времена встреча с богом происходила наяву и во плоти.
Каждые четыре года геты посылали к Залмоксису душу посланника для поддержания связи и передачи своих пожеланий.
|< Пред. 44 45 46 47 48 След. >|