От Залмоксиса до Чингиз-хана   ::   Элиаде Мирча

Страница: 63 из 72

Правда, Иордан изображает Деценея как просветителя всей нации: несмотря на устойчивое клише "героя-просветителя", пронизывающее всю эту романтическую биографию, все-таки не исключено, что и в самих первоисточниках, скомпилированных Иорданом, говорилось о поразительных успехах, достигнутых в Дакии в период от Буребисты и Деценея и до правления Децебала. Тот же Деценей, по мнению Иордана, создал и религиозную организацию. Он отобрал несколько самых благородных и талантливых людей и "обучил их теологии, предписав почитать определенные божества и священные места. Посвященным в священнослужители он дал имя pilcati ("носящие шапки"), думается, потому, что во время жертвоприношений они надевали на головы тиары, которые мы называем pilleos. Деценей также приказал, чтобы все остальные назывались capillati ("длинноволосые"), имя, которое готы (геты) приняли с гордостью и до сих пор употребляет его в песнях".

У нас нет никаких оснований предполагать, что возникновение касты жрецов - дело рук Деценея, равно как и изобретение им имен pilleati и capillati. Вполне вероятно, что первосвященник явился только реформатором уже существовавшей структуры, которая, однако, нуждалась в реорганизации и укреплении в момент, когда дакийское государство достигло расцвета и могущества в период правления Буребисты.

Во всяком случае, последний компилятор, Иордан, писавший о религии даков, настаивает на исключительной роли Деценея, первосвященника и героя-просветителя, помещая Залмоксиса среди его предшественников. Перед нами секуляризированная и очень "историзированная" версия deus otiosus. В качестве бога Залмоксис уже исчез.

|< Пред. 61 62 63 64 65 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]