От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 664 из 689



60 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 279.

61 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 421.

62 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 2. С. 213.

63 Во второй части я еще раз вернусь к соотнесению "совместного" и "всеобщего" труда непосредственно, в контексте философии культуры и определений "самодетерминации индивида". См. также мою работу "Предметная деятельность в концепции Маркса и самодетерминация индивида".

64 Я вполне сознательно не использую по отношению к "всеобщему труду" понятие "духовное производство". Основное, что производит работник в сфере "всеобщего труда" (хотя непосредственным продуктом могут быть идеи и теории), - это не "что", но "кто" - сам субъект деятельности, коренным образом преобразованный; субъект во всем богатстве его материальных и духовных определений, понятый как "порождающее ядро" общественных отношений, как цельность его "производительных сил" (сил и способностей производить). Причем во "всеобщем труде" эти объективные, культурно заданные "силы, способности и отношения" выступают не в их квазисамостоятельности, отдельности, противопоставленности по отношению к человеку, к индивиду, но как его - индивида, личности - живые и действенные отношения, способности, силы. Только в промышленной цивилизации "всеобщий труд" сосредоточивается исключительно в "духовном производстве" в отличие от производства материального. Однако это лишь исторически определенная форма "всеобшего труда".

|< Пред. 662 663 664 665 666 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]