От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) :: Библер В С
Страница:
676 из 689
Если мы вновь отважимся на поиски света разума, мы не деградируем до уровня поколения, неспособного ни на какой энтузиазм, а загоримся великой и глубокой страстью великих и глубоких идеалов. Они заполнят всю нашу жизнь, вытеснив предельно убогие и примитивные нынешние идеалы.
Рационализм - нечто большее, чем идейное движение, завершившееся в конце XVII - начале XIX столетия. Он представляет собой необходимое явление всякой нормальной духовной жизни. Любой действительный прогресс в мире предопределен в конечном счете рационализмом" (Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 82 - 84).
106 См. детальнее первую часть этой книги.
107 Речь идет именно о новой доминанте разумения в XX веке. В качестве маргиналии устремление это существовало всегда (хотя бы в том же искусстве). Но, во-первых, это устремление было лишь функцией другого типа разума, а во-вторых, оно не пронизывало все сферы деятельности людей, не было основой мышления и вседневного бытия в их взаимоопределении.
108 См. детальнее первую часть этой работы.
109 Если использовать немецкий аналог, - не в смысле Gesellschaft, но в смысле Gemeinschaft, или даже Gemeinwesen.
110 Пушкин: "На свете счастья нет, а есть покой и воля..."
Или: "...никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать, для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи,
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права..."
111 См. детальнее: Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
|< Пред. 674 675 676 677 678 След. >|