От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 677 из 689



112 См. первую часть работы.

113 См. основные работы М.М.Бахтина.

114 Ср. стихотворение Бориса Пастернака "Урал впервые", дающее как бы звуковой, ритмический образ "впервые-сотворения" мира.

115 За тот образ культуры, что здесь намечен, я, конечно, несу полную логическую ответственность, но для меня этот образ и понятие есть вывод из тех историко-культурных, культурологических и философских штудий и концепций, которые были развиты в XX веке Шпенглером и Тойнби, Леви-Строссом и Роланом Бартом, Романом Якобсоном и М.М.Бахтиным, Опоязовцами и С.С.Аверинцевым, Л.М.Баткиным и Ю.М.Лотманом, В.В.Ивановым, А.Я.Гуревичем и И.Е.Даниловой и многими другими исследователями. Замечу только, что в концептуальном плане я ближе всего к идеям М.М.Бахтина и (как ни странно такое сближение) - к идеям Опоязовцев. Понимаю, что многие из названных сейчас философов и историков культуры были бы несогласны с моими выводами, с предложенным здесь пониманием.

Но это уже другой вопрос, и это не снимает моей субъективной зависимости от историко-культурного взрыва XX века, когда и историческая наука и философское размышление также сдвигаются к полюсу культуры.

116 Личность я понимаю не как некое наличное состояние (по схеме: "такой-то, Х, есть личность, а такой-то, У, не есть личность..."), но как некую регулятивную идею бытия индивида в культуре, как идею обретения, реализации, актуализации своего - всеобщего, единственного, отдельного (см. ниже) - духовного мира.

|< Пред. 675 676 677 678 679 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]