Страница:
23 из 23
Но из этого не следует, что не может быть иного вывода, в котором "благой" и "мудрый" приписываются понятию бога, если мы под богом понимаем нечто такое, совершеннее и первичнее чего нет ничего. Ибо при таком понимании можно показать бытие бога, иначе мы должны были бы идти до бесконечности, если среди сущего не было бы чего-то такого, совершеннее чего нет ничего. Можно доказать и вывод, в котором "благой" приписывается первой причине или любому другому понятию, до которого философ мог бы дойти, исходя из явлений природы. И вывод этот можно обосновать и в теологии, и в естественном знании.
Примечания
1 Несоставное знание - Оккам имеет, по всей вероятности, в виду знание отдельных терминов, отдельных понятий, взятых вне суждений, вне предложений.
2 Субъектное бытие - бытие чего-то в качестве субъекта, подлежащего, существующего в реальной действительности. Объектное бытие - бытие чего-то как предмета мысли, имеющего бытие лишь в уме.
3 Имеется в виду комментарий римского неоплатоника Боэция (480-525) к сочинению Аристотеля "Об истолковании".
4 Синкатегоремы - части речи, не имеющие самостоятельного значения и приобретающие значение только в предложении, например "всякий", "есть", "нет", "или", "и", "если" и т. д.
5 Т. е. в качестве слова, как такового (безотносительно к содержанию), состоящего из букв. Например, в предложении ""Человек" состоит из семи букв" слово "человек" не есть обозначение живого существа.
|< Пред. 19 20 21 22 23 >|