Парапсихология - трюк или реальность :: Автор неизвестен
Страница:
32 из 34
Так в сознании наблюдателя установки средневекового мышления образуют факт, в котором есть уровень непосредственно наблюдаемого и есть уровень интерпретации.
Без интерпретации, без истолкования его, факта, нет. Ибо за существованием каких-то объектов, фактов, интерпретаций стоит определенное видение мира. Признав какую-либо интерпретацию наблюдаемых феноменов, мы выводим факт. Либо скажем: это - не факт, поскольку не вписывается в систему наших установок. Ясно, что одно наблюдение никогда не изменит картину мира, одним фактом ее не перевернуть. Более того, теории, как правило, выдерживают довольно значительный "напор" всяких наблюдений, даже тех, которые им на первый взгляд противоречат. В таких случаях говорят: пусть они "отлежатся", пока нет другой теории.
Но сначала нужно создать теорию, потом сопоставить ее с картиной мира, и вот если окажется, что загадочный факт не только объяснен, но еще и предсказывает не менее таинственное, только тогда можно приступить к ломке старой установки.
Почему я напоминаю эти старые методологические вещи? Во-первых, если мы открыли какой-то феномен, который кажется не укладывающимся в существующие теории и принципы, первая установка научного мышления состоит в том, чтобы найти ему толкование, исходя из имеющегося в науке. В этом смысле объяснение опытов Мессинга демонстрирует типично научную установку в действии: объяснить все, ничего не сокрушая.
|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|