Страница:
56 из 235
При внимательном чтениитрактатов того времени складывается впечатление, что авторы плохо понимали положения даже тех доктрин, которые исповедовали.
Буддисты многое заимствуют у даосов, конфуцианцы — у буддистов. Говорить об оригинальной философии просто не приходится. Тем не менее каждый из авторов нового поколения горд: подобно великим мужам эпох Чжоу и Хань, он творит культуру.
Образованные «верхи» с презрением смотрят на так и оставшееся необразованным серое, дремучее окружение.
Императоры Тан с почестями перевезли из Индии священную реликвию: мумифицированный палец принца Шакьямуни. Остряк и эстет Хань Юй откликнулся на событие язвительной сатирой «О кости Будды». Непочтительное отношение к засушенному пальцу стоило ему ссылки.
Гордый своей образованностью и возвышенным пониманием религиозных истин, даос Чжан Бо-дуань писал:
Тот, кто надеется на эликсиры и снадобья, дающие бессмертие, кто без конца клацает зубами и глотает слюну, — глупец и профан. Лишь методы созерцания дают подлинное познание природы и открывают мудрецу путь к бессмертию.
Отныне никто не желает принимать положения религии на веру. Образованные китайцы, японцы, тибетцы, корейцы неожиданно начинают интересоваться нюансами, сравнивать положения религиозных доктрин.
В одной из хроник читаем:
Народ в наше время толпами собирается вокруг наставников. Всякого, кто не видел великих учителей лично, почитают невеждой.
|< Пред. 54 55 56 57 58 След. >|