Страница:
325 из 327
Сам Петр, не ведая, чем может быть полезна порода, открытая на зырянской земле, не замедлил отправить доставленные ему сланцы в Голландию для исследования...
Давным-давно известно северянам Ухтинское месторождение нефти. И на первых порах люди искали способы полезного ее применения. Пользовались нефтью для лечения болезней, смазывали нефтью трубицы колес, но о большем, на том уровне развития науки, техники и производства, на Руси еще не догадывались.
В 1721 году мезенский рудознатец Григорий Черепанов сообщил в Берг-коллегию сведения о, нефтяных Ухтинских источниках. А через три года доставил в Петербург образцы нефти.
Петр лично интересовался находкой, о которой имел представление понаслышке и по тем данным, которые были опубликованы голландцем Николаем Витсеном в его книге "Северная и Восточная Татария", изданной в Амстердаме в 1692 году.
За год до своей смерти Петр издал указ о тщательном исследовании нефтяного района, а Черепанову приказал выдать "наградные" шесть рублей, "дабы он, также и прочие, впредь к сысканию руд лутче имели охоту...".
В молодые годы Петр наслушался в Архангельске от местных зверобоев разговоров о том, что голландские мореходы в старопрежние времена пробирались через Ледовитый океан на восток, искали прямые и близкие пути в Китай и Индию. Все их попытки были безуспешны.
Интерес к открытию и освоению этого пути проявил и Петр. Тем более что сухим путем через Уральский камень, через всю Сибирь наши северные землепроходцы уже добрались до Дальнего Востока.
|< Пред. 323 324 325 326 327 След. >|