Страница:
68 из 327
На всякий случай, от шведов и прочих заморских недругов, сей монастырь может постоять крепко...
- Пушечек мало и в порохе недостача, царь-государь, смилуйтесь, не худо бы нам прибавить, всегда пригодится, - взмолился архимандрит Фирс, умильно глядя на Петра. - Было многонько, да во время семилетнего сидения против усмирителя, воеводы Мещеринова, втуне порох, и бомбы, и силы людские поистратили. Зело сердито стояли тогда монахи соловецкие против никоновских новшеств.
- А ныне одумались? Не подведете?
- Подвоха не будет, ваше царское величество, раскольного духа не осталось, - сказал архимандрит.
- Добро, - ответил на это Петр, - ведаю, что ни в свечах, ни в ладане у вас нужды нет. Таких даров от меня Зосиме и Савватею не будет, а двести пудов пороху из Архангельска велю послать. На бога надейтесь, а в беде без пороха не обойдетесь. Пушек покуда не обещаю. Нужды в том нет, старые, если надобно, послужат. Прошу напомнить мне, какие и когда славные события украшали обитель здешнюю, - спросил Петр архимандрита, - и ведете ли запись, когда что приключается?.. Сие весьма полезно для гиштории. Потомство спасибо скажет.
- Ведется, ваше царское величество, - живо отозвался архимандрит, - со времен Василия Темного пишется соловецкий летописец.
- Покажи!
- Вот он здесь, в ковчежце, под замком. Ключарь! Где ты? Подь сюда, отопри.
Из свиты, окружавшей царя, вышел иссушенный заботами и тревогами, бледнолицый, чернобородый монах со связкой ключей на серебряной цепи.
|< Пред. 66 67 68 69 70 След. >|