Страница:
338 из 344
Бар-Козба (Сын Лжи) - кличка, встречающаяся в талмудической литература и возникшая, по-видимому, после провала восстания. На основании документов, найденных в 1960-1961 гг. в Нахал-Хевер, установлено подлинное звучание имени Бар-Кохбы: бен (или: бар) Косиба.
74 Имеются в виду филактерии (или тефиллин) - молитвенные принадлежности евреев.
75 Палимпсест - рукопись, текст которой писан поверх соскобленного или смытого текста.
76 Цит. по кн.: И. Д. Амусин, Рукописи Мертвого моря, М., 1960, стр. 200.
77 В том же сочинении Иосиф Флавий сообщает о ветви ессеев, внутри которой брак по был запрещен.
78 Этимология, слова "ессеи" (греч. "эссайой" - "эссеной"; лат. "эссени") точно неизвестна. Предполагают, что это название восходит к арамейскому слову "hassassa"- "благочестивые".
79 Согласно сообщению Филона ("Quod omnis probus liber sit", 75), ессеи отказались от кровавых жертвоприношений в храме. Имеются основания полагать, что кумранские рукописи свидетельствуют о таком же отношении кумранитов к жертвоприношениям. Отказ от кровавых жертвоприношений имел в то время большое принципиальное значение.
80 Раскопками Ядина 1960 и 1961 гг. точно установлен адрес этого "неизвестного источника": им оказались пещеры в районе Нахал-Хевер. См.: И. Д. Амусин, Находки у Мертвого моря, 1964.
81 Этот том опубликован в 1961 г.
82 Этот том опубликован в 1962 г.
83 В 11-й пещере оказались и другие свитки библейских книг. См. предисловие.
84 До находки кумранских рукописей невозможно было решить вопрос о причине расхождения Септуагинты с масоретским текстом и о возможном архетипе Септуагинты.
|< Пред. 336 337 338 339 340 След. >|