Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров :: Шэн-янь
Страница:
427 из 486
Существование принадлежит пустоте. Вместе они образуют взаимодействующую двойственность.
Видите ли вы бытие, а затем видите пустоту? Или вы видите пустоту, а затем — бытие? Здесь есть разница. Когда вы занимаетесь практикой, что-то вы должны испытать первым. Когда вы переживаете просветление, какая сущность открывается вашему взору?
Обычно, когда люди впервые переживают просветление, первое, что они видят, — это пустота. Это — не окончательное просветление, но все же это начало. В буддизме Тхеравады адепт постигает пустотность путем анализа явлений. Этот тип пустотности называется аналитической пустотностью, но он не относится к опыту Чань.
При чаньском просветлении вы постигаете, что бытие не отличается от пустоты. В то же время ни пустоты, ни существования нет. Если вы видите только пустоту, это опыт «внешнего пути». В случае с опытом Чань, явления по-прежнему остаются на своих местах. Вы видите явления и взаимодействуете с ними, но в вашем сознании они пусты. Они пусты, и все же в этот миг они прямо здесь, перед вами.
Вышеизложенные взгляды принадлежат буддийской школе Мадхьямика. Мадхьямика считается высшим философским учением, но это главным образом созерцание. Мадхьямика рассуждает — Чань ощущает. Мадхьямика предлагает прямое созерцание тем, чьи взгляды искажены препятствиями.
|< Пред. 425 426 427 428 429 След. >|