Политическая доктрина славянофильства   ::   Устрялов Николай

Страница: 6 из 71

Логичны рассуждения о параллелях между течениями славянофилов и немецкой исторической школы, являющихся по сути реакцией романтически-традиционных, "почвеннических" сил на рационализм эпохи Просвещения и порожденную им французскую революцию. Немного найдется и исследователей, не побоявшихся открыто и серьезно рассуждать о "стихии государства", сопровождающейся отказом от разделения властей (критика славянофильского разделения власти на государственную и земскую). Лишь гениальные единицы в состоянии "подняться" до мифологизации русского народа как народа истово государственного, мистифизировать идею Государства, поставить ее не в пример "выше общества". Интересно, что критика Устряловым славянофилов в некоторых моментах сходится с критикой Владимира Соловьева.

В целом точка зрения Устрялова на русскую историю в ее самодержавно-православном варианте близка к негативной. Он не верит славянофилам, считает их учение лишенным определнной оригинальности и неповторимости, не признает за "стариной" права на будущее, даже не считает подлинным искусством "стилизованные под старину храмы". Он верит в диалектическое неославянофильское "отрицание отрицания", в "скифство" и "евразийство", верит в факт. Диалектика Гегеля применительно к истмату русской истории превращается для Устрялова в диамат фактов и в этом смысле харбинский профессор поистине является духовным наследником бесконечного русского иосифлянства. О.А.Воробьев

-----------------

профессор Н.В.

|< Пред. 4 5 6 7 8 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]