Страница:
37 из 374
Таков монизм материалистической теории.
В то же время материалистическая теория отрицает и идеализм.
Неправильна та мысль, будто идеальная сторона, и вообще
сознание, в своем развитии предшествует развитию материальной стороны. Еще не
было живых существ, но уже существовала так называемая внешняя, “неживая” природа.
Первое живое существо не обладало никаким сознанием, оно обладало лишь свойством
раздражимости и первыми зачатками ощущения. Затем у животных постепенно развивалась
способность ощущения, медленно переходя в создание, в соответствии с развитием
строения их организма и нервной системы. Если бы обезьяна всегда ходила на четвереньках,
если бы она не разогнула спины, то потомок ее - человек - не мог бы свободно
пользоваться своими легкими и голосовыми связками и, таким образом, не мог бы
пользоваться речью, что в корне задержало бы развитие его сознания. Или еще:
если бы обезьяна не стала на задние ноги, то потомок ее - человек - был бы вынужден
всегда ходить на четвереньках, смотреть вниз и оттуда черпать свои впечатления;
он не имел бы возможности смотреть вверх и вокруг себя и, следовательно, поимел
бы возможности доставить своему мозгу больше впечатлений, чем их имеет четвероногое
животное. Все это коренным образом задержало бы развитое человеческого сознания.
|< Пред. 35 36 37 38 39 След. >|