Страница:
189 из 634
Может быть, под влиянием духа нашего времени мы незаметно для себя
106
оказались жертвами "неодушевленных вещей", против чего сами же и предостерегали в начале исследования? Действительно,разве мы не применили к исследованию истории метод, выработанный специально для исследования неодушевленной природы? Предпринимая последнюю попытку решить стоящую перед нами задачу,двинемся по пути, указанному Платоном. Отрешимся от формул Науки и вслушаемся в язык Мифологии.
Исчерпав все возможности,мы пришли пока к одному выводу: причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе,а в комбинации нескольких; это не единая сущность, а отношение. Перед нами выбор: либо принять это огношение как взаимодействие неодушевленных сил (вроде бензина и воздуха, вступающих во взаимодействие в моторе автомобиля), либо как сголкновение между двумя сверхчеловеческими личностями. Рассмотрим вторую из этих двух концепций. Возможно,она приведет нас к ответу.
Столкновение двух сверхличностей - излюбленный сюжет великих мифов и драм, созданных человеческим воображением. Столкновение между Яхве и Змием - история грехопадения человека, рассказанная в Книге Бытия. Другой сюжет из противоборства тех же антагонистов отыщем в Новом завете. Здесь дана история Искупления. Столкновение между Господом и Сатаной - сюжет Книги Иова. Столкновение между Господом и Мефистофелем - сюжет "Фауста" Гете. Столкновение между Артемидой и Афродитой - сюжет "Ипполита" Еврипида (1).
Другую версию того же сюжета можно найти в повсеместно распространенном и вечно повторяющемся мифе о столкновении между Девой и Отцом ее Чада.
|< Пред. 187 188 189 190 191 След. >|