Страница:
244 из 634
Это объясняет, почему эллинский эпос получил развитие в заморской Ионии,а не на европейском греческом полуострове; тевтонский эпос - на острове Британия, а не на Европейском континенте (58); а скандинавская сага - на острове Исландия, а не - наподобие скандинавской драмы - в Дании или Швеции (59). Этот контраст между заморскими и континентальными художественными феноменами имеет место с такой повторяемостью и в столь разных временных и пространственных координатах, что один из видных авторитетов формулирует на основании него закон: "Драма... развивается в родной стране, эпос - среди мигрирующих народов вне зависимости от того, едут ли они во Францию, Англию, Германию или же в Ионию, ибо аналогйя с греческой драмой здесь также уместна"**.
Другой положительный эффект, возникающий в ходе испытания заморской миграцией, относится к области политической. Складывается принципиально новый тип политической системы - республика, в которой связующий элемент - договор, а не родство.
Принцип политической организации, основанной на праве и местоположении вместо обычая и родства, впервые заявил о се--------------------
* Olrik A. Viking Civilization. London, 1930, рр. 177-178.
** Philpotts B.S. The Elder Edda. Cambridge, 1920, р. 207.
136 бе в заморских греческих поселениях, а позже был воспринят на европейском греческом полуострове с помощью мимесиса. В творческом акте созидания, в противостоянии коренным жителям анатолийского побережья греческие мореплаватели спонтанно пришли к новому принципу. Корабельная команда, каждый член которой - выходец из своего района и из своей группы родства,- это объединение с целью завоевания иовой заморской родины и последующей защиты своих завоеваний.
|< Пред. 242 243 244 245 246 След. >|