Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 371 из 634

Так, примитивный ритуал плодородия, когда мальчиков пороли на алтаре Артемиды Оргии, превращенный Ликурговой системой в состязания на болевую выносливость, в дни Плутарха был доведен до крайнего садизма. Мальчиков доводили до исступления, и в таком состоянии они запарывали друг друга до смерти. "Это свойственно спартанскому юноше и сегодня,- пишет Плутарх в "Жизни Ликурга", вспоминая знаменитый рассказ о спартанском мальчике, который украл лисенка,- ибо я своими глазами видел десятки их, умирающих под кнутом на

205 алтаре". Эта схема, в которой сверхчеловеческое отношение к боли, а в сущности, бесчеловеческое отношение к человеку, выраженное демонстрацией бессмысленного терпения, характеризует спартанский этос и спартанскую судьбу.

По свидетельству Тацита,спартанцы в I в.н.э.все еще продолжали территориальные споры с соседями (правда, совершенно безуспешно), ссылаясь на завоевания предков.

Вряд ли требует доказательств, что спартанцы оказались народом,лишенным своей истории, и, если читатель предпримет путешествие из Спарты в Каламату (32), он будет просто поражен,что такое потрясающее напряжение, как Ликургова система, потребовалось для захвата и удержания этого ничтожного клочка горной местности с голыми склонами, покрытыми редкими соснами и скудной растительностью. И в своем утомительном пути в Мессению путешественник будет повторять слова Акселя Оксеншерна (33): "Если бы ты знал, в руках какого дурака находится весь мир!"

Поворот к аннимализму (34).

|< Пред. 369 370 371 372 373 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]