Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 377 из 634



Этот подход к проблеме выглядит многообещающе, так как просматривается общая структура мифов. Их объединяет темп: конфликт между двумя сверхъестественными силами - Зевсом и Прометеем в одном случае и Богом и Сатаной, или Мефистофелем, в другом. В каждом случае этот надчеловеческий конфликт разворачивается вокруг человека или человеческого общества, которое и является в конечном счете не только центром,но и целью борьбы. Роль Фауста или Иова в Эсхиловом мифе о Прометее представлена эллинским обществом, которое в воображении поэта есть все человечество. И наконец, в обоих мифах относительная значимость человеческого и сверхчеловеческого, как это представляется в мифологической фантазии, обретает обратный знак при психологическом анализе.

Мифы в известной степени аналогичны.Различие лишь в отношениях двух сверхчеловеческих соперников - или двух конфликтующих человеческих импульсов - между собой. В мифе о Фаусте и об Иове Бог принимает вызов как удобный случай одержать победу над Сатаной,или Мефистофелем,как импульс к новому акту творения, ибо Бог остранен благодаря собственному совершенству.

В этом мифе бросающий вызов - Мефистофель, или Сатана,- получает разрешение от Бога преследовать жертву, с тем чтобы преследователь в итоге понес ущерб или поражение. С другой стороны, в Эсхиловом мифе Зевс, получив вызов, терпит поражение. Зевс далек от свершения акта творения и обеспокоен лишь тем, чтобы оставить все как есть. Вселенная, по Зевсу, должна пребывать в неподвижности.

|< Пред. 375 376 377 378 379 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]