Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 440 из 634

Повествуя, как маленькие териоморфы становятся палеолитическими охотниками или евразийскими номадами,Уэллс, как и Демолен, выглядит вполне убедительным, но ему совершенно не удаются события западной истории, когда из териоморфа нужно вывести высокоорганизованную личность Уильяма Юарта Гладстона"** (25).

Неудачу Уэллса можно измерить успехом Шекспира в ре--------------------

* Demolins E. Comment la Route Cree le Type Social, vol. II, Paris, 1918.

** См.: Wells H.G. The Outine of History. London, Cassel, 1920.

242 шении аналогичной проблемы. Если мы расположим выдающиеся тиражи великой шекспировской галереи в порядке возрастания духовности, имея при этом в виду. что драматургия раскрывает характеры персонажей в действии, мы увидим, что Шекспир движется от низкого к высокому. постоянно перемещая поле действия героя. Причем сдвигает его всегда в одном и том же направлении - отводя микрокосму главное место на сцене и отодвигая макрокосм на задний план. Это прослеживается в характерах шекспировских героев от Генриха V через Макбета к Гамлету. Довольно примитивный характер Генриха V ярко раскрывается в его ответах на вызовы человеческой среды отношения его с собутыльниками, с отцом, с соратниками.

В описании Макбета использованы другие краски. Поле его действия сдвинуто, как бы более повернуто внутрь, ибо отношения Макбета к Малькольму или Макдуфу и даже его отношение к леди Макает не менее значимы для героя, чем отношение его к самому себе. Наконец - Гамлет. Мы видим, что макрокосм здесь почти полностью исчезает.

|< Пред. 438 439 440 441 442 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]