Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 458 из 634

Действительно, само общество - просто институт высшего порядка:институт, включая в себя все остальные институты,сам не включается ни в один из них. Исследование общества и исследование институциональных отношений - одно и то же.

Однако понятие отношения между предметами и существами включает в себя логическое противоречие, ибо нечто отдельное и замкнутое на себе должно восприниматься как нечто пересекающееся с иными сущностями. Kак преодолеть это противоречие при попытках описания природы Вселенной? Возможно, это удастся сделать, если мы заменим понятие "предмет" понятием "действие", понятие "существо" - понятием "деятель", а термин "пересечение" - термином "взаимодействие".

Если обратиться к явлениям из области физики, то можно утверждать, что каждый отдельный атом, протон или электрон, как и каждый луч света, несет в себе всю Вселенную. Современный французский философ Анни Бергсон, исходя из этого принципа, заключает, что Человек равен Вселенной. "Люди продолжают твердить, что человек - ничтожная песчинка на лике Земли, а Земля - песчинка в просторах Вселенной. Однако Человек, даже если взять лишь его телесную ипостась, не довольствуется отведенным ему пространством (с этим соглашался и Паскаль), а, будучи наделен сознанием, вмещает в себя всю Вселенную"*.

Средневековые схоласты также отождествляли отдельную че-------------------

* Bergson H. Ор. се1., р. 22.

252 ловеческую душу со Вселенной, сравнивая микрокосм с макрокосмом.

|< Пред. 456 457 458 459 460 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]