Страница:
490 из 634
269 свидетельства этого в ритмах современного западного индустриализма, когда речь идет о капиталовложениях и об отдаче их.
Человеческое воображение усмотрело аллегорию, применимую к жизни людей, в феномене Смерти-и-Воскрешения, характерном для жизни трав, деревьев и цветов. Таким путем человек пытался подойти к разгадке Смерти.
У Гомера есть отрывок, в котором сопоставляется судьба людей и листьев, увядающих, но снова зеленеющих весной.
Листья в дубравах древесных подобны санам человеков:
Ветер одни по земле развевает, другие дубрава,
Вновь расцветая, рождает, и с новой весной возрастают,
Так человеки: сии нарождаются, те тгогибают.
(Гомер. Иллиада)
В анонимной греческой поэме Ш в. до н.э.сезонное возрождение растений дается в духе античного земледельческого ритуала как счастливое воскресение, а не как безжалостное вытеснение новой жизнью жизни старой. Однако здесь - лишь патетическое противопоставление цветка, готового воскреснуть, и человека, заснувшего последним сном,- сном, от которого нет пробуждения.
Горе, увы! Если мальвы в саду, селъдерей
Иль аниса цветы завитые завтра умрут,
То весною опять разрастутся.
Мы же, столь сильные разумом люди,
Раз лишь один умираем и сном засыпаем
Глубоким, глухим, беспробудным.
В этой поэме эллинистического упадка возвращение человека, ударом Смерти вырванного из общества своих собратьев, представляется абсолютно невозможным.
|< Пред. 488 489 490 491 492 След. >|