Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 550 из 634

Этот рывок возможен, по определению Платона, через "напряженный интеллектуальный союз и интимное личное общение", способные перенести божественный огонь из одной души в другую, подобно "свету, засиявшему от искры огня" (Платон. Письма. N 7, 34 I Д). Однако этот путь к совершенству непрактичен, так как исключает участие других. Кроме того,внутренняя духовная благодать,обретенная посредством общения со святым, явление столь же редкое и чудесное, как и само появление святого в мире. Мир, где творческая личность живет и трудится,- это общество обычных, простых людей. Задача творческой личности в том и заключается, чтобы эту массу заурядных людей превратить в своих последователей, активизировать человечество, иаправить его к цели, находящейся вне его самого, а сделать это можно только при помощи мимесиса, или подражания. Мимесис представляет собой разновидность социальной тренировки. "Как один человек получает волевой импульс от другого? Существует два пути. Один путь заключается в тренировке... другой - в мистицизме... Первый метод предполагает распространение нравственности через традицию; вгорой предполагает имитацию другой личности и даже духовный союз. более или менее полную идентификацию с ней"**. Второй метод подразумевает ситуацию, когда, по словам Платоиа, глухие уши, не способные услышать неземную музыку кифары Орфея, легко --------------------

* Arnold M. Culture and Anarchy. London. Murray, 1869, рр. 13--14.

** Bergson H. Op. cit., р. 251.

302 улавливают приказ командира. Нетворческое большинство может слепо следовать за своим вождем, даже если этот путь ведет его к гибели.

|< Пред. 548 549 550 551 552 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]