Страница:
560 из 634
И не трепещут ли все племена и народы, и разве
Гордые с ними цари пред богами не корчатся в страхе,
Как бы за гнусности все, и проступки, и наглые рсчи
Не подошло наконец и тяжелое время расплаты?
(Лукреций. О природе вещей)
Схожее видение мира и причин происходящих в нем катастроф находим и в Даодэцзине, текст которого сложился в эпоху смутного времени.
Натяни тетиву сполна,
И мгновенье ты захочешь подождать;
307
Наточи свой меч до отказа,
И вскоре ты увидишь, что он притупился.
Если мы посмотрим на мир, весьма далекий от эллинского по этосу, несмотря на географическую близость, мы обнаружим и там нечто сходное, скажем, в словах израильского пророка VШ в.до н.э.: "Грядет день, Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, оно будет унижено... И падет величие человеческое, и высокое людское унизится, и один Господь будет высок в тот день" (Ис. 2, 12-17).
Отголоски этой философии можно встретить в Екклесиасте, написанном во П в.до н.э.под влиянием не только еврейской традиции, но, возможно, и эллинской мысли (Еккл. 9, 11-12) (12). А двумя столетиями позже эта же мысль повторяется в Евангелии от Луки, когда божественное вмешательство в человеческие дела объясняется, во-первых, стремлением проявить власть и, вовторых, заботой о справедливости и милосердии. "Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных" (Лука 1, 51- 52).
|< Пред. 558 559 560 561 562 След. >|