Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 586 из 634

Если бы община павликиан выжила, она, вероятно, смогла бы спасти жизнь православного христианства, может быть , даже вернула бы православию те живительные элементы правостлавного социального наследия, которые были несовместимы с фактически подчиненным положением церкви византийскому режиму. Произошла поляризация со---------------------

* Западные университеты обязаны своей свободой тому, что они находились под эгидой и защитой Папства, а не местного правителя или местного епископа.

321

ставляющих элементов православного религиозного гения в столице империи Константинополе и павликианском центре Тефрике. Как только война относительно статуса икон закончилась решительным запрещением иконоборчества, империя занялась искоренением павликианской ереси. На разрешение этого конфликта были брошены военные и теологические силы Восточной Римской империи. Исход войны при столь вопиющем неравенстве сторон не подлежал сомнению, хотя он мог быть и отсрочен. Однако после ожесточенной борьбы,длившейся с 843 по 875 г., "осиное гнездо" в Тефрике было выкурено хозяинов императорского "улья" в Константинополе.

С точки зрения Константинополя, это была знаменательная победа. Свирепость, с которой империя расправилась с павликианами, выдавала ее убеждение, что павликианское самоуправляющееся государство представляло угрозу безопасности империи. Учитывая несовместимость основных принципов этих двух режимов, можно согласиться с сезонностью официальной точки зрения. Тем не менее разгром павликиан не уберег православное христианство от дуализма.

Благодаря имперской политике депортаций группы павликиан расселились в 755-757 гг.

|< Пред. 584 585 586 587 588 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]