Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 588 из 634

движением катаров, вдохнули новую жизнь в западнохристанский институт монашества, ибо Франциск и Доминик вывели монахов из сельских монастырей в широкий мир,призывая служить духовным запросам растущего городского населения Западной Евро

322 пы. Напрасно мы будем искать какую-либо параллель этому движению в православии. Павликиане не только не смогли совершить свой творческий акт, но и не дали возможности совершить творческий акт своим гонителям и прнтеснителям.

Мы уже заметили вскользь, что первым проявлением надлома стала серва византнйско-болгарских войн 976-1018 гг. Если одна из воюющих сторон представляла собой подобие Римской империи, рожденное в центре развивающегося православнохристианского мира, то противостоялю ей крупнейшая из соседних варварских общин,вошедших в состав православной социальной системы вследствие экспансии последней. Иными словами, экспансия и наглом православного христианства обладают глубокой внутренней связью. В предыдущей части настоящего исследования мы показали, что экспансия сама по себе не является критерием роста. В то же время,когда общество,отмеченное явными признаками роста, стремится к территориальным приобретениям, можно заранее сказать, что оно подрывает тем самым свои - внутренние силы.

Православное общество не смогло обогатить себя новыми силами, почерпнуть энергию у тех обществ, на которые оно распространялось. Напротив, затянувшаяся братоубийственная война между болгарскими неофитами и их византийскими учителями привела к наглому. Болгары приняли православие в IХ в.

|< Пред. 586 587 588 589 590 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]