Страница:
69 из 634
В любом случае полное время жизни отдельного общества не совпадает со временем жизни вида;
д) непрерывность,преемственность в развитии обществ выражены значительно слабее,чем непрерывность между фазами истории одного общества(настолько слабее,что есть смысл различать эти два типа непрерывности), однако, рассматривая временную связь между двумя конкретными обществами различных эпох - в нашем случае западным и эллинским,- мы обнаружим отношения, которые метафорически можно было бы назвать "сыновнеотеческими".
В свете этих выводов можно сделать еще ряд заключений,под
40
ходя к Истории как исследованию человеческих отношений. Ее подлинный предмет-жизнь общества,взятая как во внутренних, так и во внешних ее аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин. Внешний аспект -это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве.
В научном мире критика не есть нечто исключительное.Считается естественным и закономерным подвергать критике своих предшественников, без лишних эмоций сознавая, что новое поколение ученых может пересмотреть выводы, считающиеся в данный период бесспорными. Это- одно из положений этического кодекса, закона столь фундаментального, что его классические иллюстрации можно обнаружить в первобытных ритуалах и мифологии.
С философской точки зрения это постояйно воспроизводящееся отрицанйе не несет в себе трагедии,ибо мыслитель,оказавшийся превзойденным,не становится вследствие этого ненужным.
|< Пред. 67 68 69 70 71 След. >|