Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 80 из 634

Сравнивая эти две группы сыновних обществ между собой, можно заметить, что исламское общество, появившееся в персо-турецкой или иранской зоне,имеет некоторые сходные черты с западным обществом,тогда как исламское общество, появившееся в арабской зоне, обладает определенным сходством с православным христйанством.

Например, призрак Багдадского халифата Аббасидов, к которому взывали в ХШ в. каирские мамлюки (22), напоминает нам о попытках Льва Ш Исаврийца в VШ в. возродить дух Римской империи. Политическое строение мамлюков, подобно политическому зданию, воздвигнутому Львом Исаврийцем, было относительно скромным, но прочным и долговечным и являло собой полную противоположность империи Тимура - огромной, смутной, эфемерной,- которая появилась и исчезла, подобно империи Карла Великого на Западе.

46

Носителем и проводником арабской культуры был язык Багдадского-халифата Аббасидов. В иранской зоне новая культура выбрала в качестве своего носителя персидский язык,культивировавшийся со времен Багдадского халифата путем распространения его среди арабов,подобно тому как латынь распространялась среди греков. Разумеется, латынь была классическим языком западного общества,а греческий -православного, хотя по мере распада православного христианства на множество автокефальных церквей, ставших основами локальных государств, возникли и другие классические языки, как, например, древнегрузинский или старославянский; в этом также можно усмотреть параллель между православием и протестантизмом. Наконец, можно заметить, что экспансия арабского ислама в пределы иранской зоны в XVI в. сопоставима с походами западного христианства против православия (так называемые крестовые походы).

|< Пред. 78 79 80 81 82 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]