Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 98 из 634

Период междуцарствия-это полвека бессилия, затем полвека раздробленности и междуособиц, раздиравших местные государстваиреемники, вошедшие в историю как "троецарствие", и, наконец, век варварских государств-преемников, совпавший с периодом промежуточного воссоединения Западной Цзинь (46).

Если бросить ретроспективный взгляд на предшественников универсального государства, созданного Цинь Шихуанди, легко заметить черты смутного времени. Эти следы остались даже в самом названии "чжаньго",т.е. "борющиеся царства", которым китайские историки определяют период с 479 г.до н.э. (смерть Конфуция (47)) до 221 г. до н.э. (принятие титула Шихуанди "первый властелин мира" циньским царем Чженом). Победа Цинь над Ци завершила долгий процесс разрушительных войн между множеством местных государств и способствовала объединенииэ их в одно универсальное государство. Пламя милитаризма, разгоревшееся в постконфуцианскую эпоху, вспыхнуло задолго до того, как философ обратился к осмыслению дел человеческих. Уже в 546 г.до н.э. состоялась конференция по разоружению, на которой было представлено четырнадцать стран (48). Отголоски этих процессов можно почувствовать в мирском консерватизме Конфуция и отстраненном квиетизме Лаоцзы (49). Оба мыслителя понимали, что в истории их общества век роста остался далеко позади. Как же назвать это общество, на прошлое которого один мудрец смотрел благоговейно, подобно Эпиметею, а другой, подобно христианину, упорно отворачивался от него,как от града погибели? Условно это общество можно назвать "древнекитайским".

|< Пред. 96 97 98 99 100 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]