Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
100 из 430
В первую очередь Фуко выступает как историк, поста
вивший перед собой задачу кардинального пересмотра традици
онного представления об истории и прежде всего отказа от
взглядов на нее как на эволюционный процесс, обусловленный
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ 59
социально-экономическими трансформациями общественного
организма. В статье "Ницше, генеалогия, история" Фуко писал:
"Традиционные средства конструирования всеобъемлющего
взгляда на историю и воссоздания прошлого как спокойного и
непрерывного развития должны быть подвергнуты систематиче
скому демонтажу... История становится "эффективной" лишь в
той степени, в какой она внедряет идею разрыва в само наше
существование..." (194, с. 153 -154).
Таким образом, одно из ключевых понятий Фуко в его ин
терпретации истории -- это восприятие ее как "дискон
тинуитета", восприятие постоянно в ней совершаемого и наблю
даемого разрыва непрерывности, который осознается и конста
тируется наблюдателем как отсутствие закономерности. В ре
зультате история выступает у Фуко как сфера действия бессоз
нательного, или, учитывая ее дискурсивный характер, как
"бессознательный интертекст".
Можно согласиться с Лейчем, когда он приходит к выводу,
что Фуко "акцентирует случайности, а не универсальные прави
ла; поверхности, а не глубины; множественности, а не единства;
изъяны, а не обоснования; различия, а не тождественности. Тем
не менее, понимание этого факта крайне затруднительно из-за
сложности аргументации текстов Фуко.
|< Пред. 98 99 100 101 102 След. >|