Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
113 из 430
, знаменательно озаглавленной "Ницше,
генеалогия, история" (194) французский ученый заявляет, что
после Ницше можно рекомендовать лишь три способа обраще
ния с историей:
"а) Расширяя традиционную монументальную историю, мы
практикуем пародийное и фарсовое преувеличение, доводя все
"священное" до карнавального предела героического -- вплоть
до самых великих, каких только можно вообразить, людей и
событий.
б) Полностью отказываясь от старой общепринятой тради
ции исторического развития, мы сразу становимся всем. Множе
ственное и прерывистое "Я", неспособное к синтезу и незаинте
ресованное в своих корнях, способно эмпатически вживаться в
любые формы существования изменчивого мира людей и куль
тур.
в) Отказываясь от исключительной страсти к "истине", мы
отвергаем волю-к-"знанию" и жертвование жизнью. Мы чтим
практику "глупости" (194, с. 160-161).
Несмотря на очевидный эпатаж и иронию (при всей почти
тельности реминисценций из Ницше) этой странной программы,
которую Фуко попытался реализовать в работах "Надзор и
наказание" (1975) (202) и "Воля к знанию" (1976, первый том
"Истории сексуальности") (185), основные ее положения очер
чены достаточно ясно: на место "истории" приходит пародия и
фарс, "истине" и "знанию" противопоставляется "глупость", как
бы "серьезно-философски" ее ни понимать, в каком-либо техни
ческом смысле ни толковать. Разумеется, не может быть и речи
о снисходительном упрощении позиции Фуко: все это приводит
ся лишь в доказательство столь типичной для постструктурализ
ма перспективы анализа как "игрового иррационализма", восхо
дящего к ницшеанской традиции. И в этом плане весь пост
структурализм в целом может рассматриваться как продолжение
ницшеанской линии мышления.
|< Пред. 111 112 113 114 115 След. >|