Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
119 из 430
Она порождает эффект той спе
цифической притягательности иррационализма, к которому так
чувствителен человек конца ХХ в. и который он пытается ра
ционально объяснить, прибегая к авторитету научно-естест
венного релятивизма новейших физико-математических пред
ставлений. Специфика понимания "власти" у Фуко заключается
прежде всего в том, что она проявляется как власть "научных
дискурсов" над сознанием человека. Иначе говоря, знание",
добываемое наукой, само по себе относительное и пэотому яко
бы сомнительное с точки зрения "всеобщей истины", навязыва
ется сознанию человека в качестве "неоспоримого авторитета",
заставляющего и побуждающего его мыслить уже заранее гото
выми понятиями и представлениями. Как пишет Лейч, "проект
Фуко с его кропотливым анализом в высшей степени регули
руемого дискурса дает картину культурного Бессознательного,
которое выражается не столько в различных либидозных жела
ниях и импульсах, сколько в жажде знания и связанной с ним
власти" (294, с. 155).
Этот языковой (дискурсивный) характер знания и меха
низм его превращения в орудие власти объясняется довольно
просто, если мы вспомним, что само сознание человека как
таковое еще в рамках структурализма мыслилось исключительно
70 ГЛАВА I
как языковое.
|< Пред. 117 118 119 120 121 След. >|