Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
128 из 430
В последней фразе, на мой взгляд, и заключается ответ:
фактически понятие "власти" у Фуко несовместимо с понятием
"социальной власти"; это действительно "метафизический прин
цип", о котором с недоумением пишет Саруп, и, будучи амбива
лентным по своей природе и, самое главное, стихийно неупоря
доченным и сознательно неуправляемым, он, по мысли Фуко,
тем самым "объективно" направлен на подрыв, дезорганизацию
всякой "социальной власти".
В послесловии к сборнику своих статей 1982 г. Фуко под
вел итоги своей двадцатилетней работы, что в общей перспекти
ве его творчества выглядит скорее как глобальный пересмотр
прежних позиций: "Прежде всего я хотел бы сказать о том, что
было целью моей работы на протяжении последних двадцати
лет. Она заключается не в том, чтобы анализировать феномены
власти или чтобы создать основу для подобного анализа.
Напротив, моя задача состояла в том, чтобы создать исто
рию различных модусов, посредством которых человеческие
существа становились в нашей культуре субъектами. Моя работа
касалась трех видов модусов, трансформирующих человеческие
существа в субъекты.
Первый представляет собой те модусы исследования, кото
рые пытаются придать себе статус наук; например, объективи
зация говорящего субъекта в grammaire generale, филологии и
лингвистике. Или еще, в этом же модусе, объективизация про
изводительного субъекта, субъекта, который трудится, при ана
лизе материальных ценностей и экономики.
Или, третий пример, объективизации простого факта физи
ческого существования в естественной истории или биологии.
Во второй части моей работы я исследовал процесс объек
тивизации субъекта в том, что я называю "разделяющими прак
тиками". Субъект или разделен внутри себя, или отделен от
других.
|< Пред. 126 127 128 129 130 След. >|