Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
331 из 430
В книге "После Новой критики" (1980) (295) влия
ние Дерриды особенно ощутимо в отношении Лентриккии к
основной философской мифологеме постструктурализма -- по
стулату о всемогуществе "господствующей идеологии", разрабо
танному теоретиками Франкфуртской школы.
В соответствии с этой точкой зрения, идеология политиче
ски и экономически господствующего класса (в конкретной
исторической ситуации зарубежных постструктуралистов это -
"позднебуржуазная" идеология монополистического капитализ
ма) оказывает столь могущественное и всепроникающее влияние
на все сферы духовной жизни, что полностью порабощает соз
нание индивида. В результате всякий способ мышления как
логического рассуждения (дискурса) приобретает однозначный,
"одномерный", по выражению Г. Маркузе, характер, поскольку
не может не служить интересам господствующей идеологии, или,
как ее называет Лентриккия, "силы".
Деррида, как и многие современные постструктуралисты,
следует логике теоретиков Франкфуртской школы, в частности
Адорно, утверждавшего, что любой стандартизированный язык,
язык клише является средством утверждения господствующей
идеологии, направленной на приспособление человека к сущест
вующему строю. Но если у Адорно эта идея носила явно соци
альный аспект и была направлена против системы тоталитарной
манипуляции сознанием, то у Деррнды она приняла вид крайне
абстрактного проявления некоего "господства" вообще, господ
ства, выразившегося в системе "западной логоцентрической
мысли".
|< Пред. 329 330 331 332 333 След. >|