Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
354 из 430
"Поэтическое мышление" и Хайдеггер
Выход на теоретическую
авансцену философского по
стмодернизма был связан с
обращением к весьма значи
мому для интеллектуальных
кругов Запада феномену,
лежащему на стыке литерату
ры, критики, философии,
лингвистики и культурологии, -- феномену "поэтического язы
ка" или "поэтического мышления", в оформлении которого важ
ную роль сыграли философско-эстетические представления вос
точного происхождения, в первую очередь дзэн буддизма (чань)
и даосизма.
Важное последствие этого уже описанного нами выше яв
ления -- высокая степень теоретической саморефлексии, прису
щая современным писателям постмодернистской ориентации,
выступающим как теоретики собственного творчества. Да, по
жалуй, и специфика этого искусства такова, что оно просто не
может существовать без авторского комментария. Все то, что
называется "постмодернистским романом" Джона Фаулза,
Джона Барта, Алена Роб-Грийе, Рональда Сьюкеника, Филип
па Соллерса, Хулио Кортасара и многих других, непременно
включает весьма пространные рассуждения о самом процессе
написания произведения. Вводя в ткань повествования теорети
ческие пассажи, писатели постмодернистской ориентации неред
ко в них прямо апеллируют к авторитету Ролана Барта, Жака
Дерриды, Мишеля Фуко и других апостолов постструктурализ
ма, заявляя о невозможности в новых условиях писать "по
старому".
|< Пред. 352 353 354 355 356 След. >|