Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
376 из 430
Выявить этот "доминантный
код", специфическийдля мироощущения каждого писателя, и
является целью "симптоматического анализа", который Джейм
сон предложил в своей известной книге "Политическое бессоз
нательное: Повествование как социально символический акт"
(1981) (246).
Постмодернизм как художественный код; принцип нонселекции
Постмодернизм часто
рассматривают как своеоб
разный художественный код,
т. е. как свод правил органи
зации "текста" произведе
ния27. Трудность этого под
хода заключается в том, что
постмодернизм с формальной точки зрения выступает как искус
ство, сознательно отвергающее всякие правила и ограничения,
выработанные предшествующей культурной традицией. Поэтому
в качестве основного принципа организации постмодернистского
текста Доуве Фоккема (179, 178) называет "нонселекцию".
Принцип нонселекции фактически обобщает различные способы
создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса,
фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорван
ного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упо
рядоченности.
С другой стороны, и на материале не только литературы,
но и других видов искусства к этой проблеме подходит Тео
Д'ан. Он особо подчеркивает тот факт, что постмодернизм как
художественный код "закодирован дважды" (164, с. 226).
|< Пред. 374 375 376 377 378 След. >|