Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
403 из 430
Заканчивая этот обзор основных признаков постмодерниз
ма, в котором собственно художественное формотворчество и
его критическая рефлексия переплелись настолько тесно, что не
всегда удается их безболезненно разграничить, я хотел бы ука
зать на две основные версии причин его появления. Самая рас
пространенная версия состоит в ссылке на кризис буржуазного
сознания и на те конкретные форма, которые он принял в ис
кусстве. Наиболее проницательные теоретики постмодернизма
характеризуют его как искусство, наиболее адекватно передаю
щее ощущение кризиса познавательных возможностей человека
и восприятие мира как хаоса, управляемого непонятными зако
нами или просто игрой слепого случая и разгулом бессмыслен
ного насилия. Другой причиной возникновения постмодернизма
считают реакцию на изменение общей социокультурной ситуа
ции, в которой под воздействием масс-медиа стали формиро
ваться стереотипы массового сознания. Именно этим в значи
тельной степени объясняется эпатажный и гротесковый характер
постмодерна, иронически высмеивающего шаблоны тривиального
искусства.
Однако буйный взлет искусства, которое иначе как искус
ством постмодерна не назовешь, в моей собственной стране,
причем в самых разных его видах и родах: музыке, живописи,
скульптуре, литературе и т. д.
|< Пред. 401 402 403 404 405 След. >|