Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
45 из 430
Правда, для позиции ученого характерно не столько отри
цание этих, как он их называет, "полярностей", сколько утвер
ждение невозможности их существования друг без друга. Как
писала об этом" Автономова : "Речь идет не о том, чтобы озна
чаемому предпочесть означающее, превратить его в трансцен
дентальную сущность. Деррида утверждает здесь лишь самости
28
рающуюся первичность означающего, что должно предполагать
перечеркивание самого принципа первичности: оно уже не есть
нечто налично присутствующее, первопричинное, трансцендент
ное (эту оговорку Деррида относит к понятию различения, но
она в полной мере приложима и к понятию означающего)" (3,
с. 165-166).
С тех же позиций Деррида кстати подходит и к проблеме
субъекта. С его точки зрения, "субьект-в-себе" (т.е. автономное
сознание, субъект как все вокруг себя организующий "центр",
"первопричина" и одновременно "конечная цель" своей собст
венной деятельности) так же невозможен, как и "объект-в-себе"
("вещь-в-себе", т.е. фактически обьективная реальность, незави
симая от человеческого сознания). Иными словами, Деррида
всегда теоретически находится в пределах "дискурсивной прак
тики" и исключает предметно-чувственную практику из своего
рассмотрения.
Возвращаясь к проблеме Дерридеанской трактовки принци
па бинаризма, приведем резюмирующее высказывание Г.
|< Пред. 43 44 45 46 47 След. >|