Правда и ложь о разрешенных наркотиках :: Углов Федор
Страница:
219 из 238
Те, кто приписывает нашему народу исключительную наклонность к пьянству, называя последнее даже «русской болезнью», начинают обычно с сознательного (или по недомыслию) искажения значения слов киевского князя Владимира, сказанных в 986 году: «Руси есть веселие пити — не можем без этого быти». Слова эти приводятся как доказательство того, что русский народ всегда пил и без этого жить не может. На самом деле эта фраза сказана лишь для того, чтобы пресечь попытки магометан навязать Руси свою веру. Владимир, не желая обидеть послов резким отказом, зная, что магометанство запрещает употребление спиртного, изрек эту самую, по существу, дипломатическую фразу.
На самом деле на Руси в то время употреблялись лишь слабые «напитки» (квас, брага, медовуха) — и только в праздники. Водка, которая пришла в Россию значительно позднее, чем в другие европейские страны, длительное время распространялась насильно через кабаки и корчмы, чаще всего руками иностранцев и иноверцев, отличавшихся особой жестокостью при насаждении пьянства в России. «Я, государь, — хвастливо доносил один из целовальников царю. — никому не норовил, правил твои государевы доходы нещадно, побивал насмерть!»
В старое время не раз объявлялись походы за трезвость, когда целые губернии отказывались от употребления спиртного, приводя в ужас и казну, и всех тех. кто наживался на спаивании народа.
В 1857 году, например, по всей средней полосе России и Прибалтике прошла мощная волна трезвости среди крестьянства и мастеровых рабочих. Революционер-демократ Н.А.
|< Пред. 217 218 219 220 221 След. >|