Природа начала (Слово о слове) :: Елизаров Евгений
Страница:
145 из 167
Никакой знак не может быть низведен до пассивного страдательного начала, и само слово в значительной мере предопределяет исторические пути народов. Поэтому и все судьбоносные повороты жизненного их уклада формируют содержание ключевых понятий их быта, и, наоборот, изменение существа этих понятий способно формировать новые исторические ориентиры, новые национальные цели. Но вспомним то, о чем говорилось выше. Это только поверхностному взгляду может показаться, что содержание если и не каждого, то во всяком случае подавляющего большинства слов совершенно независимо (а то и вообще трансцендентно) от содержания если и не всех, то во всяком случае подавляющего большинства других. На деле полная семантическая структура любого знака в состоянии без какого бы то ни было остатка растворить в себе содержание всей созданной его носителем культуры. Слово в полной мере может быть уподоблено таинственным лейбницевским монадам, то есть некоторым неразложимым далее и вместе с тем обладающим ярко выраженной индивидуальностью сущностям, каждая из которых по-своему воспроизводит в себе всю структуру Макрокосма. Но раз так, то уже простая логика способна показать, что имманентные определения любого знака - пусть и косвенным образом - в обязательном порядке входят в содержание всех других. Абсолютно трансцендентное содержанию всех других, никакое слово вообще немыслимо. Меж тем, это имеет свои следствия. В самом деле.
|< Пред. 143 144 145 146 147 След. >|