Разговоры запросто   ::   Роттердамский Эразм

Страница: 695 из 706

Если же их отнять да еще взгромоздить на спину двойной груз — раздумья о жизни, которая прошла впустую, и отчаяние в будущем блаженстве, скажи на милость, можно ль вообразить себе существо более жалкое и несчастное?

Спудей. Я, во всяком случае, не могу; даже τοίππουγήρας [727] — и то счастливее.

Гедоний. Одним словом, слишком поздно набираются разума фригийцы [728] . И еще верно сказано: «Концом радости бывает печаль» [729] . И еще: «Нет веселья выше радости сердечной» [730] . И еще: «Веселое сердце дарует цветущие годы, а унылый дух сушит кости» [731] . А также: «Все дни бедняка худы» [732] , то есть несчастны и жалки, «а у кого сердце покойно, у того всегда пир».

Спудей. Значит, разумны те, кто своевременно копит добро и заранее собирает дорожный припас на старость.

Гедоний. Святое писание не настолько низменно, чтобы мерить человеческое счастье благами судьбы. Лишь тот нищий из нищих, кто не владеет ни крупицею добродетели и, стало быть, должен Орку не только тело, но и душу.

Спудей. Орк взимает долги без пощады.

Гедоний. И тот поистине богат, к кому милостив бог. С таким защитником чего ему бояться? Людей? Но силы всех людей, вместе взятых, против бога — все равно что комар против индийского слона. Смерти? Но для праведных она переход к вечному блаженству. Ада? Но с уверенностью обращается к богу праведник: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что ты со мною» [733] . Бесов ли ему бояться, если в сердце он носит того, перед кем трепещут бесы? Ведь душа праведника — храм божии, как об этом не раз возвещает Писание, поистине αναντίρρητος [734] .

Спудей.

|< Пред. 693 694 695 696 697 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]