Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 126 из 469

Декарт полагал, расходясь в этом с нашими привычными антропоморфистскими представлениями, что психика - телесное явление и что лишь после воплощения возможны единицы ума (или знания), возродив тем самым фактически античную теорию "атомов". Но не в физическом смысле слова, а в онтологическом. Как правило, в этой теории видят физическую гипотезу строения мира, а в действительности атомы в ней онтологические. Напомню в этой связи, чтобы у вас был дополнительный материал для размышления, что по каким-то причинам двоицу Аристотель называл абсолютным числом. И у меня тоже, как вы заметили, все время настырно фигурирует "два", "между двумя": на первом шаге, на втором и - "между". Меньше этого числа я мыслить ничего не могу. Абсолютное число. Единица появляется только потом, и когда она появляется, то мы, конечно, имеем три.

То, что очевидно или является конечной очевидностью для Декарта, или абсолютной аподиктичностью, находится в поле, очерченном движением первого и второго шага. Или - в подвесе между двойкой как абсолютным числом и появлением единиц ума. Или единиц поля естественного света. Гам - мы мыслим, и когда мыслим, говорит Декарт, то не заблуждаемся. Заблуждений нет, как нет фактически и истины. В каком смысле? В том смысле, что там эти термины вообще неприменимы. Но вместе с тем это и есть бытийное начало того, что в нашем сознании и мышлении и в мире могут появляться вещи, относительно которых применимы термины "истинно" или "ложно". Хотя большинство вещей, которыми мы живем, таковы, что вообще не имеют смысла и даже не порождают почву. на которой можно было бы что-то доказывать в качестве истинного или опровергать в качестве ложного.

|< Пред. 124 125 126 127 128 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]