Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 168 из 469

Мысль "состояние" универсума!

Я-когито образовалось, как мы помним, "выскочив" из натурального ряда причин и действия, включающего и тело, и психические явления. Ведь сказано: я - существо из тела и души, т.е. они вместе в качестве эмпирического "я" (термин "душа", появляющийся после трансцендентального анализа, - это уже другой термин) занимают место в натуральной цепи действий. И если бы я был в ней, то должен был бы искать первообъект или первотолчок, идя от одного объекта к другому, а для себя, в частности, идти по линии родства от отца к деду, от деда к прадеду и o.a. А на деле можно и нужно (и Декарт - самый решительный антинатуралист - так и делает), поняв, что время дискретно, искать поддерживающую силу в настоящем. Напомню в этой связи и более раннюю мысль Данте, головокружительную по своей отвлеченности: "Потомство как таковое души не имеет".

Иными словами, природа времени и бытия-акта такова, что если бы я был даже извечно, то в данный момент я все равно должен был бы решать вопрос: откуда я и что меня поддерживает? Трансцендентальное есть вертикаль по отношению к причинной линии последовательности и смены, и мы "выскочили" туда, в динамически растянутую область какого-то вида "одновременности". Но в силу ее феноменородности у нас появляется одна наглядность - наглядность нашего психологического "я". И мы можем - что и делает Декарт - как бы "сопрячь" жизнь сознания с этой работой психики.

|< Пред. 166 167 168 169 170 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]