Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 229 из 469

Ведь "собственное восприятие" по отношению к предметам (как мы воспринимаем их извне или во внешнем сравнении) - избыточно.

Кстати, эта проблема беспокоила Беркли, и именно она стояла за принципом его философии esse est percipi (быть - значит быть воспринятым), над которым долго издевались. А между тем, хотя вывод у него получился экстравагантно идеалистический, он не перечеркивает саму проблему. Как вы думаете, можно ли жить в мире и считать, что в нем ничего не случилось после того, как мы увидели, например, вот этот магнитофон или графин, стоящие на столе? В мире, в котором нами уже восприняты, различены и названы магнитофон и графин. Существуют глубокие философские соображения, которые, если бы мы их раскрутили, убедили нас, что это был бы уже другой мир. Я не буду сейчас на этом больше останавливаться, тем более что передомной Декарт, а не Беркли, хочу лишь подчеркнуть, чтобы вы ассоциировали со словами "собственное восприятие" не бытовые образы и смыслы, но то, что я говорил о бытии. А именно - о единичности, вернее даже единственности (неделимой), о самом факте (или акте) того, что что-то есть (или нет). Что присутствие этого "что-то" и есть его действие, не составляемое ни из прошлых причин, ни из будущих добавлений. В том же смысле, в каком мы говорим, например, что справедливость не может быть "после"; она или есть, или ее нет,

Актуализируемый факт единственного, единичного в своем роде, "собственного состояния" - вот что ищет Декарт и чему служит его когитальный аппарат анализа.

|< Пред. 227 228 229 230 231 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]