Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 290 из 469

Противоположное Декарт отвергал, кстати, и на уровне своей религиозной грамотности, полагая, что своим наглядным представлением мы ставим другое, более сильное, чем мы, существо в конец нашего движения, называя его Богом, и, как я уже говорил в прошлый раз, по мере движения к нему у нас даже может появиться экстравагантная затеясамим стать Богом. А это ересь - не просто в обыденном, а в техническом смысле этого слова.

Рассмотрим само усиление. Но вначале маленькая ассоциация. В письме Гиперасписту, разъясняя роковую проблему бесконечности (в контексте отличения позитивной бесконечности от неопределенности, т.е. нашей неспособности остановиться), Декарт говорит о позитивной бесконечности как первичной идее. Что сама бесконечность, выступающая обычно как неопределенность, появляется лишь на фоне уже имеющейся идеи позитивной бесконечности, и потому надо эту позитивную бесконечность (поскольку в самом слове "бесконечность" содержится отрицание, и этим оно уже неудачно, ибо получается, что есть какая-то конечность, а бесконечность - это преодоление конечности, т.е. бесконечность вторична), так вот, вместо этого, пишет он, стоило бы "бесконечное существо" - для усиления, без отрицательной частицы называть ens amplissimum. То есть наиполнейшее существо.

Обратите внимание: а разве амплификация, которая фигурирует в нашем рассуждении, потребность в ней, возникла не тогда, когда мы начали говорить о том, что же нам делать с образами, которые есть в душе? Ведь мы решили, что их нужно амплифицировать, увеличить, как в фотографии мелкие черты или детали. Дать их в другом масштабе. И Декарт далее замечает, что эти "увеличенные идеи вещей", т.е.

|< Пред. 288 289 290 291 292 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]