Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 323 из 469

Например, такими символами являются у него понятие "я", понятие Бога, понятие дискретности жизненного времени, эквивалентное символу смерти - нашей "раскоряченности" между двумя моментами времени, которые не сами по себе связаны, а мы должны их связать, и эту связь - надо держать! Все эти следы усилия у Декарта налицо. Но пришли картезианцы и другие философы и ученые и начали делить: это - метафизика Декарта, она нас не интересует, а вот эпистемологию его можно взять. И в результате возникла двойственность. С одной стороны, камень декартовский "я мыслю, я существую, я могу" - действительно упал в воду, и от него пошли круги, до сих пор нас качающие. Но с другой стороны, круги-то успокаиваются, и толща воды смыкается над упавшим камнем. Могу ли я сегодня сказать, что "я существую"? Таков ли мир, чтобы я вообще что-то "мог"? Ведь все нужно делать заново и сначала!

К счастью, для проницаемости "темного" элемента у Декарта есть символы, которые мы можем читать, как читал ими он сам, учитывая, что символ поддается интерпретации и является при этом "собственностью" только самого носителя символа. Но и ему как рефлексирующему субъекту он недоступен, хотя и неотделим от него. Это и есть истинный индивидуализм, "индивидуальность": не могу ни передать другим того, что не знаю сам, ни отделаться от этого, трепетно моего. Поэтому символ бесконечно договаривается другими, уравненными в правах по отношению к нему, одинаково непроницаемому мне и им, и если другие делают по символу, то вместе с ними и внутри них длюсь и я, с моим неотделимым от понимания символа состоянием (мной же невыразимым). На пределе индивидуальности все перетекает, длится.

|< Пред. 321 322 323 324 325 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]